ВНЖ другого государства: уведомлять ли о нем Россию?

Спойлер: граждане РФ обязаны уведомить власти не только об иностранном гражданстве (подданстве), но и о наличии вида на жительство. За неуведомление грозит уголовная ответственность. Но не всё так просто.

Все статьи на эту тему, которые попадались мне на глаза, не заостряют внимание на нюансах, я же хочу остановиться именно на них.

Итак, в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданин РФ, имеющий:

а) иное гражданство;

б) вид на жительство либо

в) иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве —

обязан в установленном порядке письменно уведомить об этом территориальный орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического местонахождения (по убыванию: есть регистрация — уведомляем по ней, нет — тогда по фактическому адресу).

Законодатель объединил понятие «вид на жительство» и «иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве» под одной формулировкой «документ на право постоянного проживания в иностранном государстве». Запомним это, а также слово «постоянное» — это важно.

Из этого правила есть два исключения. Уведомление не требуется, если:

а) международным договором РФ или федеральным законом предусмотрено иное;

б) гражданин РФ постоянно проживает за пределами РФ.

Сроки уведомления:

а) 60 дней с момента получения гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве — если гражданин РФ в этот момент находился в РФ (странно себе это представить, конечно, но так вот сказано в законе);

б) 30 дней с момента въезда в РФ — если на момент получения гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве находился вне РФ и в срок 60 дней с момента получения не уведомил.

Важно понимать, что срок, указанный в п. «б», не прерывается: если въехал в РФ на один день, а потом снова выехал, не подав уведомления, а 30 дней истекло — то срок в итоге будет пропущен.

В отношении несовершеннолетнего или ограниченного в дееспособности лица обязанность уведомления лежит на его законном представителе.

Из-за границы подать уведомление невозможно (кроме одного способа — через представителя по доверенности). Всего есть три способа:

а) лично явиться в МВД;

б) лично направить уведомление почтой;

в) через представителя по доверенности (находящегося на территории РФ) — единственный способ подать уведомление, самому находясь за границей.

Ответственность за нарушение закона:

1) по ст. 19.8.3 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве». Оно может выражаться в:

а) нарушении срока подачи уведомления;

б) неполном предоставлении сведений в уведомлении;

в) предоставлении заведомо недостоверных сведений.

Санкция — штраф от 500 до 1000 рублей.

2) по ст. 330.2 УК РФ «Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

Санкция — штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года; либо обязательные работы на срок до четырехсот часов.

Теперь перейдем собственно к нюансам. Они заключаются в трех моментах:

  1. Двух исключениях для лиц, кто подавать уведомления не обязан, упомянутых выше: тех, о ком сказано в международных договорах или федеральных законах; а также тех, кто проживает за границей постоянно;
  2. Самом понятии «вида на жительства» как «документа на право постоянного проживания в иностранном государстве»;
  3. С какого момента «нарушение срока подачи уведомления» по ст. 19.8.3 КоАП РФ переходит в уголовную плоскость по ст. 330.2 УК РФ, устанавливающей ответственность по «неисполнению обязанности по уведомлению»?

Ответы:

  1. О таких международных договорах мне не известно (подумал, что это может быть договор с Белоруссией, что было бы довольно логичным… но «Консультант-плюс» на эту тему молчит — такого договора на данный момент нет).

Самое любопытное здесь — кого считать «проживающими за границей постоянно». Когда-то в загранпаспорт ставился такой штамп «для проживания за границей» (или «выезд на постоянное жительство»). Этого давно нет, равно как и критериев для определения статуса такого лица. Ни состояние регистрации по месту жительства в РФ, ни постановка на консульский учет за границей такими критериями не являются.

Можно лишь предполагать, что критерием постоянного проживания за границей можно считать совокупность всех сразу или нескольких из таких факторов: 1) отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания в РФ; 2) отсутствие налогового резидентства в РФ; 3) отсутствие дохода и, возможно, имущества в РФ («центр жизненных интересов», то есть личные и экономические связи — за границей); 4) наличие за границей постоянного адреса (постоянного жилья) для проживания.

Сюда нарочно не включаю «постановку на консульский учет», так как никто на таком учете стоять не обязан и критерием это являться не должно, дело целиком добровольное.

Как бы то ни было, определения такого лица закон не содержит, а вопрос это дискуссионный. Если что, доказывать суду, что вы под это определение подходите, придется самому, а решение будет принимать суд исходя из своего «внутреннего убеждения». 🙂

2. Вот с этим моментом совсем интересно. И дело даже не только в том, что в ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» законодатель поставил знак равенства между «видом на жительство» и «документом на право постоянного проживания в иностранном государстве», а в соответствующих статьях КоАП и УК РФ это сделать «забыл», и в формулировках статей есть как вид на жительство, так и «иной документ». И получилась коллизия: законом установлена обязанность уведомлять только о наличии документа на право постоянного проживания или гражданства, а ответственность почему-то возложена за неуведомление о наличии еще и «вида на жительство», который вполне может быть временным.

Но судебная практика все же идет по пути того понимания закона, которое заложено в ст. 6 ФЗ «О гражданстве РФ»: видом на жительство будет считаться такой документ, который разрешает проживать на территории иностранного государства постоянно.

Это хорошо иллюстрирует следующий случай. Так, приговором мирового судьи судебного участка № 9 Нальчикского судебного района КБР от 01.11.2017 гражданка И. была признана виновной по ст. 330.2 УК РФ за то, что, получив в Турции вид на жительство, не уведомила об этом власти РФ. Апелляционным определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики приговор оставлен без изменений.

Однако Президиум Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики Постановлением от 15.03.2018 по делу № 44у-14/2018 отменил вышеуказанные судебные акты, прекратил в отношении И. производство по делу в связи с отсутствием в её действиях состава преступления и признал за ней право на реабилитацию за необоснованное уголовное преследование. В своем постановлении суд указал следующее.

Основанием возникновения обязанности по уведомлению является наличие или приобретение гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

«Между тем, — установил суд — законом Турецкой Республики N 6458 «Об иностранцах и международной защите» предусмотрено несколько разновидностей вида на жительство в зависимости от цели пребывания в государстве: краткосрочный на 6 — 12 месяцев (для предпринимателей, владельцев недвижимости, туристов, больных пребывающих на лечении, научных сотрудников, посетителей языковых курсов); постоянный (выдается бессрочно тем, кто беспрерывно и постоянно прожил в Турции на протяжении 8 лет, после того как получил вид на жительство)».

Таким образом, посчитал суд, подсудимой были выданы именно краткосрочные виды на жительство, а следовательно, обязанность уведомлять об этом власти РФ у нее отсутствовала.

Как видим, суду пришлось прочитать закон Турецкой Республики о соответствующих видах на жительство, чтобы разобраться в этом деле.

Здесь возникает вопрос: более-менее понятно с видами на жительство, выданными на срок до 1 года, а как быть с теми, что выдаются на срок 3-4 года, они будут считаться краткосрочными или нет?

В каждом конкретном случае необходимо изучать законодательство страны, выдавшей этот документ, и взвешивать последствия. Документ выдан на несколько лет, есть сомнения, что он все-таки является «документом, дающим право на постоянное проживание в иностранном государстве»? Заметьте, закон говорит не о «бессрочном», а о «постоянном» проживании. Так что ваш вид на жительство на 4 года — вполне подходит.

Сомневаетесь, что можете быть признаны лицом, «постоянно проживающим за границей», периодически ездите в РФ? Лучше уведомить МВД, спокойней будет.

Есть и такой нюанс: например, законодательство стран ЕС предусматривает, что иностранный гражданин получает статус — вид на жительство «бессрочно», а сам документ, выданный на этом основании (пластиковая карта), имеет срок (например, ограничен сроком действия загранпаспорта). Уведомлять ли РФ, если приезжаете туда? Да, это нужно сделать.

3. Теперь о разнице между административной и уголовной ответственностью. Здесь так: преступление, предусмотренное ст. 330.2 УК РФ, в форме бездействия и длящееся. Прошел срок уведомления по закону (60 или 30 дней) — вы ходите сразу под двумя статьями, КоАП РФ и УК РФ. Ходить так можно до того момента, как нарушение будет выявлено. Если в какой-то момент, до того, как нарушение выявлено, вы подадите уведомление — всё, вы обязанность по уведомлению исполнили, хоть и с нарушением срока, ваше «преступное бездействие» прекратилось. По КоАП РФ вас привлечь можно, а вот по УК РФ — уже нельзя.

Но если выявлено преступление, предусмотренное ст. 330.2 УК РФ (соответствующим должностным лицом составлен и зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков преступления), — то всё, подавать уведомление уже поздно, это действие вас от уголовной ответственности не освободит (хотя и может быть признано смягчающим вину обстоятельством, может влиять на прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, например… но не обязательно).

Основные выводы.

  1. Уехали из РФ насовсем, получили за границей вид на жительство, больше в РФ не возвращаетесь и не планируете? Уведомлять РФ не нужно, независимо от того, какой у вас документ.
  2. В ином случае — внимательно изучайте, что за документ вы получили. Является ли он документом, дающим право на постоянное проживание в иностранном государстве (не «бессрочное», а «постоянное» — хотя понятия и близки). Практика идет по тому пути, что документ на временное проживание, особенно со сроками в 6-12 мес., не подходит под это определение и уведомлять о нем не нужно. Сроки ВНЖ 3-4-5 лет? Нужно смотреть правовой статус документа и читать законодательство страны, его выдавшей (или общее законодательство стран ЕС, например). Срок «бессрочно», или документ называется «разрешение на постоянное пребывание» (или подобными словами)? Уведомлять нужно.
  3. Считаете, что вы постоянно проживаете за границей и уведомлять о своём ВНЖ никого не собираетесь, но в РФ иногда бываете? Будьте готовы доказывать свой статус — не факт, что это получится просто.
  4. Понимаете, что обязаны уведомить о наличии у вас ВНЖ, но пропустили срок? Уведомляйте: штраф по 19.8.3 КоАП РФ — меньшее зло в сравнении с уголовной ответственностью.

Автор: